Ответственность за распространение экстремистских материалов

На современном этапе борьбы с экстремизмом особая роль отводится мероприятиям по недопущению изготовления и распространения экстремистских материалов на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за производство и распространение экстремистских материалов.

Статьями 280 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства соответственно.

Савеловской межрайонной прокуратурой г. Москвы проведена проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в ГБОУ «Школа № 1847». Установлено, что в нарушение требований закона, обучающиеся школы имеют доступ к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их воспитания, включая доступ к сайтам экстремистской направленности. В ходе проверки представилось возможным посетить сайты экстремистской и террористической направленности. Указанное представилось возможным, поскольку при осуществлении образовательного процесса с использованием сети «Интернет» установлены недостаточные средства фильтрации негативной информации, а также иные технические устройства, предназначенные для защиты несовершеннолетних от негативной информации, распространяемой по сети «Интернет».

Также в ходе проверки установлено, что локальный нормативный акт - Положение о библиотеке в ГБОУ «Школа № 1847» не принят. В Положении должен содержаться прямой запрет на распространение информации экстремистского толка, должен быть установлен порядок проведения сверок библиотечного фонда и поступающей литературы с федеральным списком материалов, признанными экстремистскими, отсутствие данного локального акта может повлечь за собой нарушение требований Федерального закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности».

В связи с чем межрайонной прокуратурой в адрес директора ГБОУ «Школа    № 1847» внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого требования прокурора удовлетворены в полном объеме и 2 лица привлечено к дисциплинарной ответственности.

 

 

Межрайонный прокурор                                                                                 Д.Д. Миньков